LIB.UZ - цифровая библиотека Узбекистана, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: UZ-2
Автор(ы) публикации: С. Маринина

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами


Туркменское ковроткачество имеет многовековую историю и богатые традиции. В туркменском изобразительном искусстве в конце 20-х -начале 30-х годов прошлого века утвердились новые формы ковровых изделий. Сначала получили распространение портреты, сотканные по инициативе самих мастериц. Эта традиция впоследствии была развита художниками-профессионалами. Со временем идейно-художественные задачи усложнились и появились сюжетные ковры, которые, сохраняя функцию украшения интерьера, вышли за рамки прикладного искусства. В них нашли отражение такие темы, как дружба народов, борьба за мир, конный пробег и т.д. Но в то же время в коврах сохранялись исконные традиции, проявляющиеся не только в технических особенностях ручного ткачества, но и в соблюдении привычных колористических сочетаний. Как правило, эти ковры ткали к знаменательным датам, что несколько ограничивало их тематику.

В сюжетные ковры на первых порах переносились принципы станковой живописи. Затем наметились поиски нового художественного языка, новых композиционных и пластических решений, близких к плакатному искусству.

Один из первых художников Туркменистана, внесший заметный вклад в становление и развитие сюжетного ковроделия, был С.Н.Бегляров -автор таких известных полотен, как "Туркменки", "Конный пробег", "Передача коней".

Бегляров много ездил по стране, ему довелось увидеть своеобразные зажигательные танцы белуджей, поразившие его творческое воображение своей стремительностью, четким ритмом, резкой пластикой движений. И, как писала жена художника, "этот вихрь движения он воплотил в картине "Танец белуджей", созданной в 1933 году". На ее основе был разработан эскиз для ковра с одноименным названием. В процессе создания эскиза для коврового панно С.Н.Бегляров руководствовался принципами западноевропейского гобелена и традициями туркменского ковроделия. Удача этого произведения, как отмечали критики, свидетельствовала о растущем мастерстве художника. К сожалению, картина не сохранилась, не сохранился и эскиз. Поэтому сравнительный анализ невозможен.

Девять опытных ковровщиц в течение шести месяцев трудились над созданием ковра, где изображены группа музыкантов с бубнами под тенистым деревом и мужчины-белуджи, сомкнувшиеся в круг и танцующие знаменитый танец с палками. Танцоры показаны в порывистом, экспрессивном движении. Художнику удалось передать радостную поэзию танца, угловатость ритмов, остроту пластики танцующих, экспрессивность движений, жестов, живость лиц, озаренных улыбкой. Эмоциональной выразительности во многом способствовала достоверность в передаче внешнего облика белуджей, своеобразие одежд: белый цвет рубах и широкие шаровары со множеством складок, облегающие тело жилетки, обувь с загнутыми вверх носками. Развевающиеся одежды определили особую динамичность этой центрической композиции. Важную роль играет цветовое решение коврового панно. В нем преобладают сочетания синего и голубого с белым. Густая зелень листвы перекликается с темно-синими, бордовыми, темно-красными вкраплениями в детали одежды.

В сюжетных коврах кайма объединяется с центральной частью общностью колорита и рассматривается как своеобразное дополнение содержания, как средство декоративного обогащения сюжета. В данном случае, традиционная орнаментальная кайма, обрамляющая изображение, связана с ним единством ритма и цвета. Основополагающим в кайме является мотив "трапециевидной линии", решенный широко, энергично, гармонизирующий с резким и угловатым ритмом, а также растительный орнамент, используемый белуджами в орнаменте их тканей.

Ковер "Танец белуджей" отличается особой простотой, цельностью изображения, точностью найденных пропорций, строгостью линейных ритмов, гармоничностью цветовых сочетаний. Нас поражает его выразительность, монументальность композиции, яркая декоративность, высокое качество выработки. Этот ковер поистине является гордостью ковровой коллекции Национального музея Туркменистана.

Туркменское искусство ковроделия имеет глубокие традиции. Столетиями шлифовались его худождественные формы, мастерицы отбирали и сохраняли в них самое лучшее, самое прекрасное.

Однако наряду с определенными достижениями в области сюжетного ковроделия существуют и недостатки. Они являются следствием неправильных, узких, односторонних взглядов на задачи этого вида искусства, неглубокого знания специфики коврового производства. В последнее время в образном решении сюжетных ковров преобладают плакатный стиль, огрубленный рисунок; локальность цвета вытеснила благородство цветовых сочетаний, плавность переходов цветовых пятен, присущих коврам 1930-х годов, близких по трактовке сюжета к станковой живописи.

В целом же ковры Туркменистана заслуженно пользуются мировой известностью. Это древнее, но чутко отзывающееся на требования современности, вечно живое искусство туркменского народа.

Orphus

© lib.uz

Постоянный адрес данной публикации:

http://lib.uz/m/articles/view/Живопись-ковра

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Вacилий П.Контакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://lib.uz/admin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. Маринина, Живопись... ковра // Ташкент: Цифровая библиотека Узбекистана (LIB.UZ). Дата обновления: 04.07.2017. URL: http://lib.uz/m/articles/view/Живопись-ковра (дата обращения: 20.01.2018).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. Маринина:

С. Маринина → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Вacилий П.
Мінск, Беларусь
149 просмотров рейтинг
04.07.2017 (201 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Поскольку атмосферы планет определяются величинами «постоянных» Больцмана и Планка то все физические процессы , происходящие на этих планетах или вблизи них должны протекать при разных значениях этих физических коэффициентов но, очевидно, по одним и тем же физическим законам
Каталог: Физика 
57 дней(я) назад · от джан солонар
Поскольку фононовая среда в космическом пространстве не однородна то, следовательно, постоянные Больцмана и Планка не являются постоянными величинами, а зависят от свойств фононной среды и имеют различные значения в разных зонах космического пространства.. Поэтому, при определении параметров реликтов и фононов, находящихся в различных зонах микроволновом фоне к ним следует применять физические величины Планка и Больцмана, которые характеризуют термодинамические процессы в газа
Каталог: Физика 
57 дней(я) назад · от джан солонар
Показано, что постулат А. Эйнштейна о возможности с помощью только уравне-ний выразить то обстоятельство, что свет при измерении в движущейся системе также распространяется со скоростью С, является ошибочным. Распространение луча света и взаимосвязь между событиями, происходящими в инерциальных системах, движущихся друг относительно друга, вполне подчиняются ньютонов-ской механике.
Каталог: Физика 
57 дней(я) назад · от джан солонар
Коэффициент , не является релятивистским. Данный коэфициент характеризует всего лишь скорость луча вдоль осей Y или Z и записывается в виде . Поскольку любой организм состоит из эфиронов то скорость и направление эфирного потока должно оказывать существенное влияние на физические процессы, протекающие в нем. Причем, движение тел в неподвижном эфире равносильно движению эфира относительно неповижных тел.
Каталог: Физика 
57 дней(я) назад · от джан солонар
Как показано в статье коэффициент , который принимают как электрическую или диэлектрическую постоянную вакуума или эфира, никакого отношения к свойствам эфирной среды не имеет, а является только коэффициентом пропорциональности. Т. К. физические величины, т.е. заряды электронов, рассматриваются непосредственно в системе СИ, то коэффициент должен быть равен единице.
Каталог: Физика 
57 дней(я) назад · от джан солонар
В статье показано что преобразования Лоренца не определяют зависимость между временем и координатами систем, движущихся относительно друг друга со скоростью равной v, при движении пуча света вдоль оси x.
Каталог: Физика 
57 дней(я) назад · от джан солонар
принимают Как показано в статье коэффициент , который как электрическую или диэлектрическую постоянную вакуума или эфира, никакого отношения к свойствам эфирной среды не имеет, а является только коэффициентом пропорциональности. Т. К. физические величины, т.е. заряды электронов, рассматриваются непосредственно в системе СИ, то коэффициент должен быть равен единице.
Каталог: Физика 
63 дней(я) назад · от джан солонар
В статье показано, что вакуумная среда состоит из реликтовых частиц, создающих реликтовый фон, обнаруженный исследователями [1]. Причем, это излучение, представляющее электромагнитные волны, фотоны, можно рассматривать как волны возмущения вакуумной среды. Поэтому, если фотон является волной возмущения вакуумной среды то, очевидно, эта среда должна состоять из микроэлементарных частичек фононов, гравитонов, которые и составляют эту волну.
Каталог: Физика 
63 дней(я) назад · от джан солонар
Электромагнитный эфир представляет собой совокупность микроэле ментарных частичек реликтов и фононов, эфиронов, которые находятся в непрерывном хаотическом движении в космическом пространстве. В результате электомагнитные волны, создаваемые этими частицами являются дискретными, т.е. состоящими из элементарных волн, фотонов. Если в эфирной среде движутся нейтральные частицы, то при их движении возникают волны возмущения эфирной среды, гравитационные волны, гравитоны, аналогично возникновению волн возмущения воздушной среды при движении в ней материальных тел.
Каталог: Физика 
63 дней(я) назад · от джан солонар
Составляющими элементарных частиц электронов, протонов являются реликты, фононы, электрические диполи, которые находятся в в среде фононов, заполняющих объем частицы. имеют одинаковую структуру, в связи с этим, должны иметь одинаковую плотность фононов заполняющих их объем. Их свойства также как и в фононовой среде, будут определяться коэффициентами Больцмана и Планка
Каталог: Физика 
63 дней(я) назад · от джан солонар

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
Живопись... ковра
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Цифровая библиотека Узбекистана ® Все права защищены.
2016-2017, LIB.UZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK